Участие в торжественном мероприятиии посвященное 83-й годовщине освобождения г. Михайлова от немецко-фашистских захвадчиков

07 Декабрь 2024

Добрый день, дорогие ребята, преподаватели. Сегодня мы вспоминаем о важном событии не только для нашего города, но и для всей войны, это освобождение г. Михайлова от немецко-фашистских захватчиков. Много уже сегодня говорилось и много еще сегодня скажут, но нам бы хотелось рассказать о той роли, которую сыграла наша с Вами Церковь в этой кровопролитной войне. Перед началом войны, наша церковь подвергалась гонениям, репрессиям, церковное имущество изымалось в пользу государства, настоятели, митрополиты архиепископы были арестованы и осуждены по ложным доносам. Фактически церковь была обескровлена и разграблена, но высокую религиозность населения, действующая власть не смогла уничтожить, и это был неоспоримый факт. Но, не смотря на все это в момент когда пришла беда, когда над Святой Русью нависла смертельная угроза, Церковь, настоятели, монахи встали единым фронтом на защиту своей, нашей с Вами Родины, именное Церковь взяла на себя роль одного из организаторов обороны страны. В первый день войны власти растерялись, газеты молчали. Митрополит Сергий первым объявил в своей воскресной проповеди о том, что началась война. Нападение 22 июня 1941 года выпало не только на воскресенье, но и на праздник «Всех Святых в земле Российской просиявших», включая ново -мучеников. Для верующих людей это был знак великой надежды на победу. Уже в первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам. В этом послании он выражал уверенность в том, что «с Божьей помощью, русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу». Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Дмитрия Донского и былинных богатырей. Вспоминает он «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. Сергий призывает в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение. На рубеже 1942-1943 годов митрополит Сергий организовывает сбор средств, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. За короткий срок были собраны средства на сооружение танковой колонны под названием «Дмитрий Донской» и на эскадрилью «Александр Невский». Все суровые годы войны священники были со своим народом. Они сражались на фронтах, в партизанских отрядах, в рядах подпольщиков. Оказывали помощь людям, оказавшимся на оккупированной территории. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль. Среди священнослужителей – воинов действующей армии – наиболее известны следующие: - Иеромонах и будущий патриарх Пимен (Извеков) В августе 1941 года был призван в армию и воевал в составе 702 стрелкового полка 213 стрелковой дивизии на южном и степном фронтах. Полк попал в кольцо огня и был обречён на смерть. Солдаты попросили: «Батя, молись. Куда нам идти?» Священник достал спрятанную икону Божией Матери и стал слёзно молиться под огнём фашистов. Полк спасся, а Пимен, начав свой боевой путь заместителем командира роты, дослужился до звания майора, пока не обнаружилось, что он на самом деле священник. Последовали скандал, изгнание из армии, арест. После войны Пимен вернулся к пасторской деятельности и был назначен настоятелем Благовещенского собора в городе Муром. - Будущий архимандрит Кирилл (Павлов) - духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских патриархов, участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта. Он участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. - Священник Димитрий Логачевский, служивший в Уфимской епархии с 1924 года, в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. Протоиерей Димитрий был награжден медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". - Священник Василий Дмитриевич Троицкий был награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Кавказа". Таким образом, многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться. Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. На оккупированной территории они подчас являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки их были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Протоиерей Вячеслав Новроцкий, благочинный райцентра Морочно Ровенской области, в период немецкой оккупации помогал партизанскому движению. Когда в начале 1943 г. был разгромлен немецко-фашистский гарнизон и освобожден г. Морочно, отец Вячеслав встретил партизан пасхальным перезвоном. В честь освобождения состоялся торжественный митинг, и на трибуне рядом с генералами и командирами партизанских отрядов стояли благочинный отец Вячеслав и партизанский связной настоятель Муравинской церкви отец Михаил Гребенко. В предоставленном ему слове отец Вячеслав от имени духовенства Русской православной церкви обратился со словами благодарности к партизанам, заверив, что « […] мы, верующие люди, будем всегда помогать и молиться за павших ваших товарищей и за вас». Мефодий (Белов), георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы, настоятель церкви с. Видони Уторгошского района Псковской епархии, проводил на войну свою дочь Руфину — партизанскую разведчицу. В 1943 году при выполнении разведывательного задания на станции Дно был схвачен немцами и после пыток расстрелян. Особенно многочисленны были примеры участия священнослужителей в антифашистской борьбе на оккупированной территории в «партизанской республике» - Белоруссии. Так, протоиререй Александр Романушко из Полесья с 1942 по лето 1944 г. лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. В 1943 г. он при отпевании полицая при большом скоплении народа и в присутствии вооруженной охраны прямо на кладбище сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же: «Анафема». Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели огромное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд. Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ. Совершались и пожертвования в пользу Красной Армии. Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру - молитва. Она способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью. Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых: преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, епископа Ковровского и других. Они молились не только о победе русского воинства и мире во всём мире, но и, по заповеди Христовой, о спасении душ своих соотечественников. Таким образом, верующие и духовенство РПЦ самым активным образом участвовали во всенародном деле помощи фронту, принимали самое разностороннее участие в военных событиях 1941-1945 гг.. И закончить сегодняшнее занятие хочется строками К. Симонова «Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих».



назад к списку новостей