Житие священномученика Гавриила Масленникова
И всякии, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Мф. 19, 29
Одного старца спросили как-то: «Есть ли на Земле сейчас подвижники?» И он ответил, что до скончания века не оскудеет их число святое, но в последнее время скроются они от людей и будут угождать Богу во смирении.
По Промыслу Божию, каждая область, каждый район имеют своих заступников и молитвенников пред Господом. Спаситель как бы поручает им людей, здесь живущих. Благодати сей не лишена и Михайловская земля. В лике святых тут заблистало еще одно имя угодника Божия, который вместе с неисчислимым сонмом новомучеников Российских верность учению Евангельскому запечатлел собственною жизнью. Ему было суждено совершить путь, полный скорбей, подвигов, и воссиять по смерти.
Мало осталось свидетельств этого пути, но каждое дорого особо.
Священномученик Гавриил Михайловский - в миру Гавриил Михайлович Масленников - родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии, в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было тринадцать детей. Родители его отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Во Святом Крещении мальчика нарекли в честь Архангела-благовестника Гавриилом.
Вместе с родителями своими посещал отрок храм Божий, и не раз трепетно и умиленно глядел он на образ Спасителя, по детски остро переживая, когда слушал о страданиях и мучениях, которые пришлось пережить Сыну Божию, пришедшему в мир спасти людей, их заблудшие души.
И с каким восторгом и ликованием повторял он вместе с другими верующими: «Христос Воскресе!» Значит, побеждено зло, воссияло торжество разума и добра!
Шло время. Он окончил городское училище и продолжил семейное дело: тоже стал кузнецом. Образование, полученное в училище, Гавриил считал недостаточным. Именно поэтому будущий проповедник так много времени посвящал чтению книг, в особенности духовных, постоянно занимаясь самообразованием. Одаренный от Бога пытливым умом, он стремился знать больше, чтобы насытить ум свой духовным богатством. Огромное количество духовной литературы окружало его всю жизнь.
С 1893-го по 1896 год он служил в 171-м Кобринском пехотном полку в Варшаве. Был участником русско- японской войны, на практике доказав доблесть духа русского воина. Ведь защитник Родины сражался не только за отчую землю, но и за веру Христову, которую исповедовали его соотечественники, и нельзя было отдать Русь православную на поругание иноверцам. За личное мужество и проявленную в боях отвагу Гавриил Михайлович был отмечен высокой боевой наградой - солдатским Георгиевским крестом. В одном из сражений он был захвачен врагами и позднее мужественно претерпел трудности японского плена.
После окончания военной службы Гавриил Михайлович вместе с братом Василием работал кузнецом, арендуя кузницы в Печерниковских Выселках, а затем в селе Прилучье Михайловского уезда. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось тринадцать детей. В живых остались два сына - Сергей и Василий, и три дочери - Надежда, Вера и Лидия, которым Масленниковы по мере сил старались привить начала веры и благочестия. Татьяна Бо- рина являла собой образ русской православной женщины, ее лучшие черты - хранительницы семейного очага, верной спутницы на крестном пути отца Гавриила, любящей и мудрой матери своих детей. Ее родная сестра Анна Комарова, потерявшая единственного сына Александра еще в младенчестве, душу свою положила на служение Господу. Жажда правды и странноприимство определили ее последующую жизнь. Вслед за священномучеником Гавриилом Анна Комарова, обвиненная в антисоветских настроениях, была приговорена к ссылке на 5 лет. По возвращении она служила детям отца Гавриила и матушки Татьяны как крестная мать, любовью покрывая скорби. Здоровье ее быстро угасало, и вскоре Анна Комарова нашла тихий приют на монастырском кладбище на Черной горе, в городе Михайлове.
Дом их знали в Михайлове многие. Гостеприимные хозяева, скромные и добродетельные христиане, они принимали всех. До последних дней супруги сохранили уважение друг к другу, подавая наглядный пример своим детям, неся мир и покой ближним. Всей семьей они постоянно посещали службы в храмах города. В то время в Михайлове было девять православных церквей. Особенно любили монастырь на Черной горе. Не раз и не два как кузнец (будущий всероссийский святой) помогал монахиням Покровской обители. Другим любимым святым местом был храм «Спас Преображения Господня» С приделом в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В нем часто причащали супруги своих детей.
Глубокие познания, полученные путем многолетней работы, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что в 1920 году жители Михайлова избрали его городским головой. Будущий священномученик привлекал людей особенным обращением, любовью к ближним. Говорил он мало, но умел выслушать и как бы пережить все трудности вместе со своими земляками. Умел ободрить, ответить на любой вопрос, укрепить веру в помощь Божию. Природные способности его были таковы, что, не имея специального образования, Гавриил Михайлович мог составить любую бумагу: прошение, заявление и пр. Он всегда стремился помочь всем, защитить обиженных.
В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение в связи с его профессией кузнеца, частым обращением с огнем, и врачи настоятельно посоветовали оставить ее. Он всегда был глубоко верующим человеком, и в душе ожило давнее желание стать священником. Его не страшили усиливающиеся гонения на Русскую Православную Церковь, смущали только собственный уже не совсем молодой возраст и отсутствие специального образования. Он жаждал всецело отдаться служению Господу, однако ему недоставало решимости: считал себя недостойным. Но однажды во сне Гавриил Михайлович увидел, как он отпевает умершую мать, находясь в сане священника. Это видение повторялось несколько раз. Сон будущий святой воспринял как волю Божию к принятию решения и в 1924 году поехал в Рязань к епископу Борису (Соколову), сдал отлично экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основ православного вероучения: занятия, продолжающиеся все время, не были напрасны. После экзаменов Гавриил Михайлович был рукоположен в диакона и направлен в храм Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.
Очень скоро, в 1925 году, его рукоположили в сан священника. Бог избрал его быть пастырем, проповедником Христова Евангелия. Служил отец Гавриил в храме Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне Солнечное) Михайловского района. Благодатный омофор Заступницы Небесной никогда не покидал его. Не случайно прославление его как святого много лет спустя состоялось тоже в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Приход, куда приехал батюшка, был тогда очень отдаленный, совсем разоренный. Однако ничто не смущало его. Велико было желание нести слово Божие. Вместе с прихожанами он стал восстанавливать храм. Священническое служение было для отца Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение. Это чувствовали верующие, и это объединяло их вокруг церкви. Отец Гавриил ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником слова Божия. Окружавшие его помнят, как тщательно готовился он к беседам со своей паствой.
Глубокая вера священника, его молитва, авторитетное слово и бескорыстное служение Богу поддерживали малодушных. Как нужны оказались в те трудные времена такие люди! Как важно было спасать души христианские!
Вспоминала (ныне усопшая) дочь отца Гавриила, Вера Гавриловна Масленникова: «Его очень любили прихожане. Придут, бывало, к нему с просьбами, чтобы он совершил крещение или погребение, но, скажут, у нас с деньгами плохо. Отец успокоит их и только ответит: будут деньги - отдадите, не будет - Господь не взыщет. И, конечно, тотчас крестил или отпевал.
Он был призван на служение Богом и за Него пострадал, но не изменил своим убеждениям, своей вере. Жизнь его шла безропотно, и от него исходила какая-то светлость».
В марте 1931 года отца Гавриила арестовали. Конкретного обвинения не было. Главное - принадлежность к духовному сословию и служение Церкви, хотя официальное обвинение было другим. На все воля Божия.
17 марта следователь допрашивал Масленникова. Священник давно был готов к этому. Стояние за веру и молитва укрепили его, поэтому мужественно и убедительно он отвечал на вопросы: «Религиозные убеждения имею с детства, так воспитан родителями. Для душевной отрады поступил в священники. В предъявленном мне обвинении, в агитации против советской власти, виновным себя не признаю».
Следствие в то время было жестоким: заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже не скрывая этого от родственников. Жене отца Гавриила не раз отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа. Несмотря ни на что, он сам и его семья пользовались большим уважением и любовью местного населения. Совесть мучила милиционера, который производил арест отца Гавриила. Однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Я не мог поступить по-другому. Дали разнарядку на арест трех человек. Кого в первую очередь брать? Конечно, священника».
25 апреля 1931 года Гавриила Михайловича Масленникова приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. Потом это наказание заменили высылкой этапом в Казахстан на тот же срок.
Так начался крестный путь святого. Целых пять лет батюшка был вдали от дома. Но Господь и вера помогали ему стойко переносить испытания. Находясь в ссылке, отец Гавриил сохранил в себе все те добрые качества души, которые приобрел в течение своей жизни. Это были годы подлинного смирения, терпения, трудолюбия и нестяжания. Он отдавал все, что имел, на все смотрел духовными очами. В Казахстане батюшка, несмотря на ухудшение здоровья, снова стал кузнецом и кротко трудился. Об этих годах среди близких старались не говорить. Особенно не рассказывать детям. Но однажды, когда близкие собрались отметить день памяти отца Гавриила, его младшая дочь Лидия вдруг вспомнила любимое стихотворение отца, которое он прислал в письме из ссылки, из города Акмолинска: «Ты не пой, соловей, против кельи моей, не мешай, соловей, ты молитве моей. Я и так много лет безответно страдал... А теперь я страшусь той поры и людей. Я стою и молюсь в бедной келье моей». О Боже, как тяжело было переживать все лишения и страдания, видеть человеческое зло, жестокость и насилие. Как хотелось увидеть родные лица близких, подержать в руках книги. Те священные книги, которые были его наставниками, несли мудрость, давали поддержку, укрепляли дух, наполняли душу светом Божественной благодати. Они помогали ему нести свет разума ближним.
Где-то вдали мерцал лучик лампады, от этого слабенького огонька всегда исходит особое умиротворение, согревающее сердце. Но все это было недоступно, и отец Гавриил переносил все тяготы со смирением. Видно, на то воля Божия... Темница пастыря Божия стала кельей, местом молитвы, его бесед с Господом. Служение Ему не прерывалось и здесь. Он по-прежнему возносил хвалу Богу в своих молитвах.
В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. К этому времени его дом был разорен. Семья сначала скиталась по домам православных, а затем нашелся пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе.
Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отца Гавриила, одетого в простую рубашку из синего сатина, часто видели в те годы в приокских лугах, где он накашивал осоку, сушил и ею застилал земляной пол в доме, ею же и топили печь. Истосковавшись в заключении но духовным книгам, священник дома много читал святоотеческой литературы. Внутренне он совсем не изменился, не охладел душою, и твердо решил продолжать свое пастырское служение. Снова обратился отец Гавриил за благословением к архиерею и был направлен служить в храм Преображения Господня, в село Внуково Михайловского района Рязанской области, тогда еще большое, с красивым храмом и богатыми яблоневыми садами
Недолго пришлось послужить отцу Гавриилу в этом храме. Вера поистине была глубочайшим смыслом жизни и духовной опорой священномучеиика. Какими нежными, необычными словами объяснял он свои отношения с Богом, Церковью: «Священником стал для душевной отрады». Не страшила его возможность повторных арестов после ссылки. Твердо продолжал он безропотное служение в родных местах, пока не пробил час испытания его преданности Богу. Осенью 1937 года священника снова арестовали. Формальным поводом для второго ареста послужили показания одного из жителей села, в которых он говорил, что в доме служителя культа Гавриила Масленникова часто собираются священники, проводят антисоветскую пропаганду. Якобы имело место влияние «пораженческой агитации» священнослужителя на колхозников (цитаты из архивных документов. - Ред.). Во все времена иуды несут зло и жестокосердие.
Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов сказал, что священник Масленников ведет агитацию против советского правительства и колхозного строя. «В его дом, - продолжал доносчик, - приезжают люди из разных деревень. Провожая каждого, батюшка всегда повторял: "Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу. Тяжелое время наступило для всех православных христиан"». Не понимал человек в неведении своем, в слепоте духовной, что нес отец Гавриил слово Божие людям, чтобы души их умирающие спасти, воскресить их к пониманию высших истин. И никакой агитации против власти он вести не мог, зная, что «всякая власть - от Бога».
Много самых разных людей приходило к батюшке за советом, добрым словом. И они находили здесь утешение. В архивах сохранилось письмо настоятеля церкви соседнего села, иерея Григория Емельяновича Амелина, который был хорошо знаком с отцом Гавриилом. В нем он выражает слова глубокого уважения и христианской, братской любви. «Ваше высокоблагословение о. Гавриил, - пишет автор, - да продлит Воскресший Господь наш Иисус Христос Вашу жизнь на благо Церкви и во спасение Вашей души. Посылаю сына своего, потому что боюсь, некому Вам помочь». Воистину блажени нищии духом (Мф. 5, 3)!
Отец Гавриил был помещен в тюрьму города Скопина Рязанской области. Его обвинили в проведении активной религиозной пропаганды среди населения. А он, внимательно вчитываясь в тексты основных законов страны, так надеялся, что государство все-таки разумно определит место Церкви в новых условиях жизни. И терпеливо переносил все страдания, ибо Иисус Христос прощал Своих мучителей.
К сожалению, мало известно о последних днях земной жизни отца Гавриила. 12 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу. Через шесть дней приговор был приведен в исполнение. Место захоронения священника Божия неизвестно.
В апреле 1960 года постановлением президиума Рязанского областного суда дело в отношении Масленникова Гавриила Михайловича было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Он реабилитирован. Представители власти признали, что вновь была пролита кровь невинного!
С тех пор прошло много времени и событий. Казалось, как можно найти свидетельства благочестивой жизни в глухом, заброшенном селе. Но пути Господни неисповедимы, у Бога все живы. Стоит храм, где служил батюшка. Незримо Ангел Господень совершает здесь молитву.
Жива память о человеке, а теперь о святом священно- мученике Гаврииле. Незадолго до ареста в церковь к батюшке принесли новорожденную девочку с просьбой окрестить ее. Время горячее - уборочная. Крестная мама была рядом, а вот крестный... И тогда отец Гавриил сказал: «Я буду ее крестным». Так Валентина Ивановна Храповская, ныне жительница деревни Конуры, стала последней его духовной дочерью. Дома их стояли совсем рядом. Она часто бывала в гостях у Масленниковых. Почти 70 лет другая духовная дочь батюшки, Мария Паршина, с благодарностью вспоминала добрую матушку Татьяну, жену отца Гавриила, и, конечно, батюшку. Вспоминает и молится за них. А теперь - и он за всех нас в лике святых.
27 мая 2001 года в храме Покровского женского монастыря города Михайлова (того самого, где любил бывать Гавриил Михайлович при жизни) священномученик Гавриил Масленников, причисленный Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года к сонму новомучеииков XX столетия, был прославлен как всероссийский святой. Память его - 5 (18) ноября
Еще одного защитника рода человеческого явил нам Господь. И уже есть свидетельства его горячей, непрерывной молитвы о пастве своей. Одной благочестивой женщине было видение. Святой явился ей в торжественном, праздничном облачении, митре, держа над головой Чашу со Святыми Дарами и молча указывая на нее как единственное спасение мира. Служение Царю Небесному продолжается.
Моли Бога о нас, святый священномучениче Гаврииле!
Много мучеников за веру Христову принесло себя в жертву. Подобно агнцам кротким, они не щадили бренной жизни своей. Спасая души свои, помогали и сейчас помогают спасению душ других людей.
Тропарь, гл. 5
Земли Михайловския украшение,/ Церкве Святыя еветильниче,/ за веру Христову пострадал еси,/ священную одежду омочив в крови,/ священномучениче Гаврииле,/ молися прилежно ко Господу/ купно с тобою пострадавшими,/ да страну нашу Российскую в мире сохранит/ и спасет души наша.