Памяти канонизованных святых справляются торжественно. Но кроме канонизованных святых, которых насчитывается великое множество, есть у нас в России более многочисленный сонм мужей и жен — отечественных подвижников и подвижниц благочестия. Нередко их называют неканонизованными святыми. Особенно много известно нам о подвижниках благочестия XIX века, благодаря изданной Епископа Никона книге «Отечественные подвижники благочестия 18-19 веков» Позже, в веке 20-м, многие из таких людей жизнь свою положили в страданиях за Христа.
Сколько врачуют недугов и душевно обновляют они притекающих к ним за молитвенным предстательством! Народ наш глубоко чтит память подвижников, посещает и украшает их могилы, воздвигает над местом их упокоения часовенки, куда верующие приходят помолиться. Могила чтимого подвижника становится родной многим: многие питают веру, что почивший имеет дерзновение ко Господу и вместе со святыми молится о нас Богу.
Воспоминание о самоотверженной святой жизни праведника еще более возбуждает в верующих молитвенный дух, а память о перенесенных им скорбях укрепляет и наш дух при терпении скорбей. Есть уже и в этом присутствие силы неземной, чудесной, что верующих как-то невольно влечет к могиле почившего праведника, хочется помолиться о нем, а помолившись — как-то легче становится на душе, отраднее. И это уже первое доказательство святости подвижника, когда и место его упокоения, и даже воспоминание о нем будят молитвенный дух.
Есть еще обычай: брать землю с могилы подвижника и масло из лампадки от гроба его. Это добрый обычай, не противный христианскому учению. Не комочек земли, не капельку маслица чтит русский человек — народ верит, что по молитвенному предстательству почившего чрез земные средства Господь дарует Свою «благодать, немощная врачующую и оскудевающие силы восполняющую».