Внутренняя жизнь Церкви таинственна. Она далеко не совпадает с Историей Церкви, показывающей нам только внешние факты бытия Церкви, а в особенности столкновения ее с жизнью мира и со страстями мира. Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа, как Главы, с Церковью, как Его телом, в Духе Святом, посредством «всяких взаимно скрепляющих связей». Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви, — поучает апостол (Еф. 5,32).
Поэтому, когда апостолы называют себя «домостроителями таин Божиих», говоря: каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1), — то они имеют в виду разные виды своего служения и строительства, как то: а) призывную проповедь, б) крещение уверовавших, в) низведение Духа Святого через руковозложение, г) укрепление единения верующих со Христом через таинство Евхаристии, д) дальнейшее углубление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Таким образом, деятельность апостолов была полна элементов таинственных. Но среди них центральное или завершительное место имели священнодействия. Вполне естественно поэтому, что в жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства, ряд священнодействий, постепенно получил преимущественное наименование «таинств». Святой Игнатий Богоносец, непосредственный ученик апостолов, пишет о диаконах, что они также суть «служители тайн Иисуса Христа» («Послание к Траллианам», п. 2).
Священнодействия, называемые «таинствами», как бы высоты в длинной цепи холмов, в цепи остальных богослужебных чинов и молитвословий.
В таинствах молитвы соединены с благословениями в той или иной форме, с особыми действиями. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, как бы духовные сосуды, коими почерпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа.
Таким образом, таинство есть священное действие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.
Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, — говорит Исайя; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение».
Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели — одно возрождающее, другое утверждающее — крещение и миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное таинство — причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 55—56).
Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на таинство крещения.
Призывая человека на путь добродетели, Церковь предлагает ему четвертое таинство — покаяние. Оно подобно крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.
Как благословение Бог дал человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутнив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины таинством брака, призывая их возлюбить друг друга по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца.
Заботясь о чаде своем, Церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым таинством елеосвящения.
А для того чтобы в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойнейших из сынов своих и рукоположением, не прерывающимся с апостольских времен, сообщает им таинство священства. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святого Духа.
Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в Скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у престола Славы.
Совершителями таинств церковных являются священнослужители, как свидетельствует апостол Павел: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4, 1).
Нужно различать «действительность» таинства (то есть то, что оно само по себе есть подлинная благодатная сила) от «действенности» таинства (то есть от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы). Таинства «суть орудия, которые необходимо действу- ют благодатью на приступающих к оным» (как сказано в «Послании восточных патриархов»), однако плодотворность их принятия верующими — их обновляющая спасительная сила — зависит от того, достойно ли человек приступает к таинству; недостойное принятие его может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Благодать не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо. Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что они могут дать: ибо не открыты для благодати сердца их, или же не поберегли они принятых ими даров Божиих. Вот почему бывает, что люди крещеные не только не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при крещении, и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко — к погибели своей духовной — становятся врагами Божиими, отрицателями, неверующими, «отступниками». Этими жизненными фактами нисколько не умаляется достоинство таинств. Великие достижения святости, праведности, сонмы мучеников за веру, исповедников, подвижников и чудотворцев, ставших еще на земле «земными ангелами, небесными человеками», достижения, невиданные вне истинного христианства, — суть действия невидимой благодати Божией, полученной в крещении и миропомазании, возгреваемой чрез покаяние и причащение святых Тайн и сохраняемой в смиренном и трепетном сознании, что в каждом христианине «Христос есть воюй и побеждай, и Он же есть призывай Бога, и молись, и благодари, и благоговенствуй, и ищи с молением и смирением, — все это действует Христос, радуясь и веселясь, когда видит, что в каждом христианине есть и пребывает то убеждение, что Христос есть действуяй все сие» (Симеон Новый Богослов, слово 4-е).