Таинство крещения

 Установление таинства крещения. — В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах.

«Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство крещения», — пишет святитель Амвросий Медиоланский.

«Во-первых, это таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности» («Православное исповедание Веры»).

Установление этого благодатного таинства произошло после Воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19—20).

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи апостола Петра слушатели спрашивали, что же им делать, — апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37—38).

Значение таинства. — Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение»; оно совершается для спасения людей» (Мк. 16,16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и — воскресаем в Нем.

«Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими», — из «Послания восточных патриархов».

Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает апостол Петр, называя крещение обещанием Богу доброй совести (1 Пет. з, 21). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

«Непозволительно крещеному жить потом безразлично, но должны быть назначены законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным...

Кто по принятии благодати крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе», — пишет преподобный Ефрем Сирин.

«Принявшие крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову», — предупреждает преподобный Симеон Новый Богослов.

«От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела», — святитель Григорий Богослов.

«Крещеный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми. Он должен исполнять единственно заповеди Евангельские», — святитель Игнатий (Брянчанинов).

Необходимость крещения. – Так как в крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев, чтобы, возрастая телом и духом, возрастали они во Христе.

Неповторяемость крещения. — Десятый член Символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, чрез троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо; поэтому Церковь принимает и еретиков, вступающих в ее лоно, без повторения крещения, только чрез миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.

Крещение — дверь для получения других благодатных даров. — Как видим из приведенных выше указаний святых апостолов, а равно из всего учения Церкви, — крещение не есть только символ очищения и омовения от скверны души, но есть само по себе начало и источник божественных даров, очищающий и уничтожающий собою все скверны греховные и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения даров Божиих. Дальнейший рост духовный опирается на произволение человека. Но так как искушающее начало способно находить себе сочувствие в природе человека, имеющей со дня первого грехопадения склонность ко греху, то поэтому нравственное усовершенствование не обходится без борьбы; помощь в этой борьбе внутренней человек получает во всей благодатной жизни Церкви. Святая Церковь дальнейшую благодатную помощь крещеному открывает в таинстве миропомазания.

ещё о таинстве крещения...


Назад к списку