Таинство миропомазания

 Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин.

«Просвещаемым по крещении подобает быть помазуемым помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия», — 48-е правило Лаодикийского собора.

«Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в крещении», — Тертуллиан.

«Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры...

Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4,8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека — одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11, 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние — к наставлению и утверждению воли в добре», — «Православное исповедание Веры».

Совершается это таинство также над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения. Совершительные слова таинства «Печать дара Духа Святого» указывают на значение его и действие его. Оно является: а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения, и б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерусалимский). Святой Киприан свидетельствует, что древние, под словами Господа о рождении водою и Духом, разумели под рождением водою крещение в тесном смысле, а под рождением Духом — миропомазание.

Святые отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием.

«Сподобившись этого святого миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», — пишет святой Кирилл Иерусалимский.

Далее он продолжает: «Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души. Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исайя говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу... трапезу из чистых вин (Ис. 25, 6), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром. Горою же здесь и в других местах он именует Церковь, как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы (Ис. 25, 7). Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу».

Миро, его освящение. — Подобно тому, как посланы были апостолы к крещеным самарянам для низведения на них Духа Святого, так и для таинства миропомазания употребляемое миро, по установлению Церкви, должно быть освящено епископом, как высшим преемником апостолов. Освящение мира происходит в особом торжественном священнодействии, с участием по возможности других епископов Церкви.

Вне таинства миропомазания миро употребляется в исключительных случаях. Так, при освящении храма совершается знаменание святым миром святого престола, на коем будет совершаться таинство святого Тела и Крови Христовых, а также стен храма. Как особый чин, миропомазание совершается при восшествии на царский престол царей православных.

ещё о таинстве миропомазания...


Назад к списку