Таинство священства есть такое священнодействие, в котором, чрез молитвенное возложение рук епископских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей.
Преподобный Ефрем Сирин так пишет об этом таинстве: «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна — таинство священства! Оно духовно, свято, достойно чести, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал недостойным!
(Таинством священства) спасен мир и просвещена тварь... Им устраняется с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие, через него приведен в бездействие диавол, развращенные стали сосудами освященными, блудники — чистыми и нескверными, неразумные сделались вождями правды, беззаконники — добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил силу, разрешена Адамова клятва, небесный чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных...
Священство с полным дерзновением восходит от земли на небо до созерцания Самого Невидимого и, припадая, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке вместе с молением и покаянием, и испрашивает у милосердного Царя прощения, помилования и милости, чтобы снизошел Дух Утешитель и освятил Дары, предлагаемые на земле... Предстоящий иерей совершает молитву обо всех. Тогда души приступают и в страшных тайнах приемлют очищение от скверны».
Как относиться к священникам
Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его (Сир. 7,31).
«Первое место дай Богу, а следующее затем — иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, безмолвно покоряйся ему; с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко.
Овцы, не пасите пастырей и не выходите из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям», — святитель Григорий Богослов (12,154).
«Не покорившиеся посланным от Господа не только их бесчестят, но и Самого Пославшего и навлекают на себя более страшный суд, чем жители Содома и Гоморры», — пишет святитель Василий Великий (6, 404).
«Постарайтесь, возлюбленные, повиноваться епископу, пресвитерам и диаконам: тот, кто им повинуется, слушает Христа», — священномученик Игнатий Богоносец (113, 576).
«Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир.
Кто презирает священника, тот презирает и Господа его», — преподобный Ефрем Сирин.
Мы должны почитать священников больше своих отцов: отцы родили нас от крови и от хотения плоти (см.: Ин. 1, 13), а священники стали виновниками нашего рождения от Бога, блаженного пакибытия, истинной свободы и благодатного усыновления.
Ты овца? Повинуйся своему пастырю, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а чтобы отвратить от заблуждения.
(Любите пастырей)... как дети родителей, потому что через них вы родились для вечности, через них — получили Царство, их руками совершается все, через них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился страшных тайн.
Если ты презираешь священника, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда. Если Бог ничего не совершает через него, то ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, а следовательно, ты не христианин. Что же, скажешь: неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам действует, хотя бы они были и недостойными, для спасения народа, — святитель Иоанн Златоуст.
Благодать действует и через недостойных иереев
«Благодать действует и через недостойных, так что мы освящаемся и через недостойных иереев», — блаженный Феофилакт Болгарский.
«Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать. ...Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат», — блаженный Августин.
«Благодать действует и через недостойных, не ради них, но ради ищущих пользы...
Бог действовал и через волов при Кивоте, когда хотел спасти свой народ (см.: 1 Цар. 6). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-либо подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели. Все происходит от благодати — дело священника отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия».
«Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому через них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и через недостойных, и благодать крещения нимало не оскорбляется жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться, рассуждая о том, что он совершает в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя, но все это есть дело силы Божией, и Бог освящает вас в таинствах», — святитель Иоанн Златоуст.